| Номер в госреестре | 74419-19 |
| Наименование СИ | Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении |
| Обозначение типа СИ | ВРТ-03 |
| Изготовитель | ООО "СТАТЕРА", г.Ростов-на-Дону |
| Год регистрации | 2019 |
| Срок свидетельства | 18.03.2024 |
| МПИ (интервал между поверками) | 1 год |
| Описание типа | скачать |
| Методика поверки | скачать |
Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ-03 (далее - весы) предназначены для поосного измерения массы в движении железнодорожных вагонов и составов из них.
Весы состоят из одного или нескольких грузоприемных устройств (далее - ГПУ) и персонального компьютера (ПК), установленного в помещении весовой. Каждое ГПУ включает в себя измерительный участок эксплуатируемого пути, на котором установлены два измерителя колесных нагрузок, кабели связи и адаптер.
Измерители колесных нагрузок (далее - ИКН) размещаются на рабочих рельсах в межшпальном пространстве и занимают по длине 300 мм. Кабели связи осуществляют не только передачу информации в ПК, но и питание ИКН напряжением от 6 до 12 В. ИКН гальванически развязаны и образуют взаимно независимые источники информации. Каждый ИКН включает в себя: четыре датчика деформации тензорезисторных, наклеенных попарно с двух сторон шейки рельса, четыре датчика температуры и плату преобразователя, находящуюся под подошвой рельса. Эти элементы герметично защищены кожухом из полимерных пластин. Под воздействием силы тяжести взвешиваемого груза происходит преобразование деформаций упругих элементов датчиков деформации тензорезисторных в аналоговый электрический сигнал, который поступает в плату преобразователя, где осуществляется его преобразование в нормализованные цифровые сигналы. Аналогичное преобразование осуществляется в ИКН второго рельса. Далее цифровые сигналы поступают в ПК, где обрабатываются в соответствии с заданным алгоритмом и результат взвешивания по различным параметрам запроса отображается на мониторе ПК.
Принцип действия весов основан на преобразовании аналоговых сигналов датчиков деформации рельса под действием колесной нагрузки в цифровые сигналы, которые обрабатываются по заданным алгоритмам программой «Весы ВРТ-03». По этим данным формируются масса вагонов, масса состава, масса его фрагментов и скорости их прохождения через измерительный участок пути.
В весах предусмотрены следующие основные устройства:
- устройство автоматической установки нуля;
- устройство слежения за нулем;
- устройство распознавания вагонов;
- устройство отображения и печати.
Виды грузов: сухие сыпучие, твердые, а также жидкие с кинематической вязкостью не менее 59 мм /с.
Общий вид весов представлен на рисунке 1.
Форма условного обозначения весов: ВРТ-03 - Max,
где ВРТ-03 - обозначение типа;
Max - максимальная нагрузка, т
Общий вид ИКН представлен на рисунке 2.
Р- рельс L
ДД- датчик деформации ДТ- датчик температуры К- кабелъ птестижильный ПП- n.iaci ина полимерная П- плата преобразователя
Программное обеспечение (ПО) разделено на две части: метрологически значимое ПО и метрологически незначимое ПО.
Основные функции метрологически значимого ПО «Весы ВРТ-03» (программа WeightRSP.exe) сводятся к приему измерений, поступающих от двух ИКН на один СОМ-порт ПК, обработки их в реальном времени с целью идентификации проезжающих железнодорожных составов с учетом их типов, вычислению масс вагонов (метрологически значимые величины); скоростей проезда каждой оси через измерительный участок, осевых и колесных нагрузок (метрологически незначимые величины).
Метрологически значимое ПО идентифицируется по контрольной сумме CRC32, которая отображается при запуске в нижней части окна программы и может быть сверена с указанной в документе. Редактирование метрологически значимого ПО возможно лишь с применением специально закодированного USB-ключа типа HASP (ключа метролога HASP-METR). На этом же компьютере специальным (закрытым) образом хранится история измерений метрологических файлов вместе с их хэш-суммами. Программа WeightRSP.exe в начале загрузки проверяет соответствие значений хэш-сумм последних запомненных версий метрологических файлов их реальным значениям и отказывается от своей дальнейшей загрузки в случае их несовпадения.
Метрологически незначимое ПО «Весы ВРТ-03» сосредоточено в программе ViewerRW.exe, служащей для просмотра архивов и оформления результатов взвешивания по различным параметрам запроса.
Каждое ГПУ снабжено одними и теми же программами измерений и идентификации. При комплектации весов более чем одним ГПУ запускается одновременно несколько программ ПО «Весы ВРТ-03» для каждой пары ИКН В этом случае объединением результатов и их обработкой далее занимается метрологически незначимое ПО «Объединенный состав» (программа SumCimplit.exe).
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
| Идентификационные данные (признаки) | Значение |
| Идентификационное наименование ПО | ПО «Весы ВРТ-03» (WeightRSP.exe) |
| Номер версии (идентификационный номер) ПО | 1.1.0.0 |
| Цифровой идентификатор ПО | DB46E908 |
| Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | CRC32 |
Уровень защиты ПО соответствует среднему уровню по Р 50.2.077-2014.
Метрологические и технические характеристики, включая показатели точности:
Таблица 2 - Метрологические характеристики весов
| Наименование характеристики | Значение |
| Максимальная нагрузка весов (Мах), т | 150, 200 |
| Минимальная нагрузка весов (Min), т | 10 |
| Максимальная нагрузка на платформу (Махп), т | 30 |
| Минимальная нагрузка на платформу (Мтп), т | 2 |
| Примечания 1 Максимальная нагрузка весов - максимально допустимое значение массы вагона. 2 Минимальная нагрузка весов - минимально допустимое значение массы вагона. 3 Максимальная нагрузка на платформу - максимальное значение нагрузки для одного ГПУ | |
Действительная цена деления (d) в зависимости от Махп и классов точности при взвешивании в движении вагона приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Действительная цена деления
| Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 | г И d, | Количество делений шкалы |
| 2 | 50 | 600 |
| 5 | 200 | 150 |
Таблица 4 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки_
| Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 | Пределы допускаемой относительной погрешности в диапазоне |
| от Min до 35 % Мах включ., св. 35 % Мах, % от 35 % Мах % от измеряемой массы | |
| 2 | ±1,0 |
| 5 | ±2,5 |
| Примечания 1 Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 4. 2 При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 4, но не должны превышать пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации. | |
Таблица 5 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении состава из вагонов в целом_
| Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 | Пределы допускаемой относительной погрешности в диапазоне |
| от Min-n до 35 % Max-n включ., св. 35 % Max-n, % от 35 % Max-n % от измеряемой массы | |
| 2 | ±1,0 |
| 5 | ±2,5 |
| Примечания 1 n - число контрольных вагонов в составе. 2 Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 5. | |
Таблица 6 - Основные технические характеристики весов
| Наименование характеристики | Значение |
| Особый диапазон рабочих температур ГПУ, °С | от -40 до +50 |
| Диапазон рабочих температур ПК, °С | от +10 до +35 |
| Максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч: - класс точности 2 | 10 |
| - класс точности 5 | 40 |
| Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч | 1,5 |
| Направление движения при взвешивании | двустороннее |
| Скорость движения при транзитном проезде по весам, км/ч | не ограничена |
| Количество ГПУ в составе весов | от 1 до 4 |
| Г абаритные размеры ГПУ, мм, не более ( длинахширина) для рельса Р65 | 300x1700 |
| Г абаритные размеры ИКН, мм, не более ( длинахширина) | 300x165 |
| Масса ИКН, кг, не более | 2,2 |
| Параметры электрического питания весов от сети переменного тока: - напряжение, В | от 187 до 242 |
| - частота, Гц | от 49 до 51 |
| Потребляемая мощность, В • А, не более | 2 |
| Вероятность безотказной работы весов за 2000 часов, не менее | 0,95 |
| Средний срок службы, лет, не менее | 10 |
наносится типографским способом на маркировочную табличку, закрепленную на кожухе системного блока ПК, и на титульный лист Руководства по эксплуатации.
Таблица 7 - Комплектность средства измерений
| Наименование | Обозначение | Количество |
| Весы в сборе | ВРТ-03 | 1 комплект |
| ПК с базовым ПО «Весы ВРТ-03» | - | 1 комплект |
| ПО «Объединенный состав» (при комплектации весов двумя и более ГПУ) | - | 1 комплект |
| Руководство по эксплуатации весов | ВРТ-03-002-000 РЭ | 1 экз. |
| Паспорт | ВРТ-03-002-000 ПС | 1 экз. |
осуществляется по Приложению А «Методика поверки вагонных автоматических весов» ГОСТ 8.647-2015 «Весы вагонные автоматические. Метрологические и технические требования. Методы испытаний».
Основные средства поверки - рабочие эталоны массы 4-го разряда по ГОСТ 8.021-2015 (весы неавтоматического действия) и контрольные вагоны, соответствующие требованиям ГОСТ 8.647-2015.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки в виде наклейки со штрих-кодом наносится на свидетельство о поверке.
приведены в эксплуатационном документе.
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерения
массы
ТУ 4274-002-12117842-2018 Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ-03. Технические условия
| Зарегистрировано поверок | 118 |
| Поверителей | 12 |
| Актуальность данных | 24.10.2025 |