| Номер в госреестре | 89223-23 |
| Наименование СИ | Комплексы измерительные дорожные |
| Обозначение типа СИ | УДК |
| Изготовитель | Общество с ограниченной ответственностью "Дорожная исследовательская лаборатория" (ООО "ДИЛ"), г. Москва |
| Год регистрации | 2023 |
| Срок свидетельства | 06.06.2028 |
| МПИ (интервал между поверками) | 1 год |
| Описание типа | скачать |
| Методика поверки | скачать |
Комплексы измерительные дорожные УДК (далее - комплексы УДК) предназначены для измерений геометрических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог:
- длина (протяженность) участков автомобильных дорог,
- продольные и поперечные уклоны автомобильных дорог,
- углы поворота автомобильных дорог,
- ординаты продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог,
- коэффициент сцепления покрытия автомобильных дорог,
- глубина колеи покрытия автомобильных дорог,
- упругий прогиб покрытия автомобильных дорог.
Комплексы УДК представляют собой многоканальное измерительно-вычислительное устройство на базе компьютера со специальным программным обеспечением.
Конструктивно комплексы УДК представляют собой необходимый набор измерительных устройств (датчиков), которые устанавливаются на автотранспортное средство и в автоматическом режиме, в процессе движения и во время остановок, позволяют формировать банк данных геометрических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог.
Принцип действия измерительных устройств (датчиков) заключается в следующем:
- длина (протяженность) участка определяется датчиком пути связанного с колесом автомобиля. В компьютер поступают импульсы от поворота колеса и по произведению их количества на масштабный коэффициент, зависящий от длины окружности колеса автомобиля, вычисляется длина (протяженность) участка;
- продольные и поперечные уклоны автомобильных дорог определяются датчиками угловых смещений, которые установлены в герметичном корпусе на подрамнике под кузовом автомобиля. При наклоне автомобиля возникает разность потенциалов, пропорциональная углу наклона, которая поступает в компьютер и обрабатывается с помощью программного обеспечения;
- углы поворота автомобильных дорог определяются навигационной ГЛОНАСС/GPS аппаратурой как разность значений курсовых углов в начале и конце поворота;
- ординаты продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог определяются с помощью лазерного продольного профилометра, выполненного в виде отдельного блока. Профилометр с высокой частотой регистрирует вертикальные расстояния до дорожного покрытия, из которых вычитаются перемещения кузова автомобиля в вертикальном направлении. Полученные данные обрабатываются с помощью программного обеспечения и представляются в виде массива ординат (вертикальных отметок), являющихся характеристикой
продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог;
- коэффициент сцепления покрытия автомобильных дорог определяется измерителем коэффициента сцепления, который выполнен в виде встроенного в автомобиль измерительного блока. Измерения выполняют при скольжении имитатора автомобильной шины в момент полива дорожного покрытия водой. При заданной вертикальной нагрузке на имитатор автомобильной шины фиксируют показания датчика продольной силы. Коэффициент сцепления покрытия вычисляется как отношение продольной силы к вертикальной нагрузке на имитатор;
- глубина колеи покрытия автомобильных дорог определяются с помощью лазерного поперечного профилометра, который выполнен в виде навесного измерительного блока. Профилометр сканирует створ, перпендикулярный оси движения автомобиля и создает поперечный профиль из высотных отметок. Алгоритм обработки этого профиля программным обеспечением позволяет уложить виртуальную рейку на измеренный створ и определить значение глубины левой и правой колеи относительно выступов дорожного покрытия;
- упругий прогиб покрытия автомобильных дорог определяется измерителем, который выполнен в виде навесной установки. Установка обеспечивает сбрасывание груза известной массы на специальный штамп, установленный на покрытие. При ударном воздействии дорожное покрытие испытывает упругий прогиб, который регистрируется датчиком ускорения, показания которого преобразуются в линейное перемещение.
Комплексы УДК поставляются с комплектом видеокамер с блоком привязки к пройденному пути для визуальной оценки состояния автомобильных дорог и придорожного обустройства.
К средствам измерений данного типа относятся Комплексы УДК, выпускаемые в 10 моделях (УДК-01, УДК-02, УДК-03, УДК-04, УДК-05, УДК-06, УДК-07, УДК-08, УДК-09, УДК-10), которые приведены в таблице 1. Модели комплексов УДК отличаются комплектацией измерительными устройствами.
Таблица 1 - Модели комплексов УДК
| Модель комплекса УДК | Комплектация измерительными устройствами |
| УДК-01 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДШ1; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
| Модель комплекса УДК | Комплектация измерительными устройствами |
| УДК-02 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДНИ; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; |
| УДК-03 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
| УДК-04 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
| УДК-05 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
| УДК-06 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
| УДК-07 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР |
| УДК-08 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН |
| УДК-09 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС |
| УДК-10 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
Модель, заводской номер в числовом формате и дата производства комплекса УДК указываются на маркировочной (алюминиевой) пластине размером (160*72) мм методом штампования несмываемой краской, которая закрепляется специальным клеем к приборной стойке рабочего места оператора.
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Общий вид комплексов УДК, измерительных устройств и место нанесения знака утверждения типа представлены на рисунках 1 - 10.
В процессе эксплуатации комплексы УДК не предусматривают механических или электронных регулировок. Ограничение от несанкционированного доступа к узлам комплексов УДК обеспечивается технологией производства и монтажом измерительных устройств (датчиков) с применением специальной сервисной оснастки.
Комплексы УДК поставляются с метрологически значимым программным обеспечением (далее - ПО) ДИЦ МАДИ: Дорога, устанавливаемым на управляющий компьютер и предназначенное для управления комплексом УДК, проведения измерений, обработки и хранения измерительной информации, что обеспечивает заявленные точности конечных результатов измерений.
Защита ПО и измеренных данных от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «средний» в соответствии с 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 2.
| Идентификационные данные (признаки) | Значение |
| Идентификационное наименование ПО | ДИЦ МАДИ: Дорога |
| Номер версии (идентификационный номер) ПО | не ниже 2.2 |
| Цифровой идентификатор ПО | - |
Таблица 3 - Метрологические характеристики
| Наименование характеристики | Значение |
| Диапазон измерений длины (протяженности) участков автомобильных дорог, м Границы допускаемой относительной погрешности измерений километровых участков автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 1 до 1000000 ±0,1 |
| Диапазон измерений продольных уклонов покрытия автомобильных дорог, %% Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений продольных уклонов покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от -120 до +120 ±3 |
| Диапазон измерений поперечных уклонов покрытия автомобильных дорог, % Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений поперечных уклонов покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от -120 до +120 ±3 |
| Диапазон измерений углов поворота автомобильных дорог, ° Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений углов поворота автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67) , ° | от -180 до +180 ±1 ,0 |
| Диапазон измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 1 до 150 ±10 |
| Диапазон измерений глубины колеи покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений глубины колеи покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), мм | от 2 до 300 ±1 |
| Диапазон измерений коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 0,1 до 0,8 ±5 |
| Диапазон измерений упругого прогиба покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений упругого прогиба покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 0,1 до 3 ±5 |
| Наименование характеристики | Значение |
| Напряжение электропитания постоянного тока от бортовой сети, В | от 11 до 14,5 |
| Диапазон рабочих температур, оС | от 0 до +40 |
| Габаритные размеры (Д*Ш*В) оборудования, устанавливаемого на | |
| автомобиль, мм, не более: | |
| -Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог | |
| ДПП | 70x40*40 |
| -Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1 | 140*100*40 |
| -Измеритель углов поворота автомобильных дорог МИГ2 | 100x100x40 |
| -Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия | |
| автомобильных дорог ПКПР | 650x120x120 |
| -Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН | 500x500x3000 |
| -Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог | |
| ПКС; | 1000x450x1500 |
| -Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК | 300x400x550 |
| Масса оборудования, устанавливаемого на автомобиль, кг, не более: | |
| -Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог | |
| ДПП | 0,15 |
| -Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1 | 0,82 |
| -Измеритель углов поворота автомобильных дорог МИГ2 | 0,25 |
| -Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия | |
| автомобильных дорог ПКПР | 3,5 |
| -Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН | 210 |
| -Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог | |
| ПКС; | 70 |
| -Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК | 12 |
наносится печатным способом на титульный лист руководства по эксплуатации и методом штампования несмываемой краской на маркировочной пластине комплекса УДК.
Таблица 5 - Комплектность комплексов УДК
| Наименование | Обозначение | Количество |
| Комплект измерительных устройств | - | 1 комп. |
| Комплект установочных приспособлений | - | 1 комп. |
| Комплект программного обеспечения | - | 1 комп. |
| Комплект видеокамер | - | По заказу |
| Управляющий компьютер | - | По заказу |
| Поверочное приспособление (набор плоскопараллельных брусков) | - | По заказу |
| Наименование | Обозначение | Количество |
| Поверочное приспособление (имитатор глубины колеи) | - | По заказу |
| Поверочное приспособление (имитатор упругого прогиба) | - | По заказу |
| Поверочное нагрузочное приспособление | - | По заказу |
| Руководство по эксплуатации | - | 1 экз. |
приведены в разделе 2 «Использование по назначению» «Комплексы измерительные дорожные УДК. Руководство по эксплуатации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений»;
ТУ-2705-002-42462625-2018 «Комплексы измерительные дорожные УДК. Технические условия».
| Зарегистрировано поверок | 3 |
| Поверителей | 2 |
| Актуальность данных | 24.10.2025 |