| Номер в госреестре | 84670-22 |
| Наименование СИ | Комплексы средств сбора и регистрации параметров движения локомотива |
| Обозначение типа СИ | КПД-4 |
| Изготовитель | Акционерное общество «Электромеханика» (АО «Электромеханика»), г. Пенза |
| Год регистрации | 2022 |
| Срок свидетельства | 22.02.2027 |
| МПИ (интервал между поверками) | 2 года |
| Описание типа | скачать |
| Методика поверки | скачать |
Комплексы средств сбора и регистрации параметров движения локомотива КПД-4 (далее - КПД-4), предназначены для измерений и регистрации параметров движения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава: скорости и ускорения движения, длины (пройденного пути), избыточного давления в тормозной магистрали и для измерений интервалов времени.
Конструкция КПД-4 выполнена в виде набора функционально и конструктивно законченных блоков.
Принцип действия КПД-4 основан на преобразовании электрических сигналов, поступающих от датчиков, в измеренные значения физических величин, которые выводятся на индикаторы, расположенные на передней панели блока управления БУ -4, и записываются в съёмный носитель информации СН/БЛОК.
Перечень устройств, которые могут входить в состав КПД -4:
- блок управления БУ-4 (рег. № 84278-21 в ФИФ ОЕИ);
- датчик угла поворота Л178/1.2 (рег. № 12207-08 в ФИФ ОЕИ) (или Л178/3, или Л178/2 (рег. № 81950-21 в ФИФ ОЕИ));
- датчик избыточного давления СТЭК-1-1,0-42-DIN (рег. № 45695-10 в ФИФ ОЕИ);
- контроллер крана машиниста ККМ -ЦДМ/А;
- модуль навигации ГЛОНАСС МНГ1-G;
- блок связи со съёмным носителем информации БС -СН/БЛОК;
- съёмный носитель информации СН/БЛОК.
КПД-4 имеет исполнения, отличающиеся набором и исполнениями составляющих их блоков, которые приведены в таблице 1.
Фотография общего вида приведена на рисунке 2.
Пломбировка КПД -4 не предусмотрена.
Нанесение знака поверки не предусмотрено.
Каждый экземпляр КПД -4 идентифицирован, имеет заводской номер, нанесенный на табличку методом лазерной гравировки, обеспечивающим его прочтение и сохранность в процессе эксплуатации.
| Обозначение | Исполнение |
| ЦАКТ.402223.010 | КПД-4/50-1-1-50 |
| -01 | КПД-4/50-1-1-24 |
| -02 | КПД-4/75-1-1-50 |
| -03 | КПД-4/75-1-1-24 |
| -04 | КПД-4/100-1-1-50 |
| -05 | КПД-4/100-1-1-24 |
| -06 | КПД-4/150-1-1-50 |
| -07 | КПД-4/150-1-1-24 |
| -08 | КПД-4/50-2-2-50 |
| -09 | КПД-4/50-2-2-24 |
| -10 | КПД-4/75-2-2-50 |
| -11 | КПД-4/75-2-2-24 |
| -12 | КПД-4/100-2-2-50 |
| -13 | КПД-4/100-2-2-24 |
| -14 | КПД-4/150-2-2-50 |
| -15 | КПД-4/150-2-2-24 |
| -16 | КПД-4/50-1-1-50 |
| -17 | КПД-4/50-1-1-24 |
| -18 | КПД-4/75-1-1-50 |
| -19 | КПД-4/75-1-1-24 |
| -20 | КПД-4/100-1-1-50 |
| -21 | КПД-4/100-1-1-24 |
| -22 | КПД-4/150-1-1-50 |
| -23 | КПД-4/150-1-1-24 |
| -24 | КПД-4/50-2-2-50 |
| -25 | КПД-4/50-2-2-24 |
| -26 | КПД-4/75-2-2-50 |
| -27 | КПД-4/75-2-2-24 |
| -28 | КПД-4/100-2-2-50 |
| -29 | КПД-4/100-2-2-24 |
| -30 | КПД-4/150-2-2-50 |
| -31 | КПД-4/150-2-2-24 |
| -32 | КПД-4/50-1-1-50 |
| -33 | КПД-4/50-1-1-24 |
| -34 | КПД-4/75-1-1-50 |
| -35 | КПД-4/75-1-1-24 |
| -36 | КПД-4/100-1-1-50 |
| -37 | КПД-4/100-1-1-24 |
| -38 | КПД-4/150-1-1-50 |
| -39 | КПД-4/150-1-1-24 |
| Обозначение | Исполнение |
| ЦАКТ.402223.010-40 | КПД-4/50-2-2-50 |
| -41 | КПД-4/50-2-2-24 |
| -42 | КПД-4/75-2-2-50 |
| -43 | КПД-4/75-2-2-24 |
| -44 | КПД-4/100-2-2-50 |
| -45 | КПД-4/100-2-2-24 |
| -46 | КПД-4/150-2-2-50 |
| -47 | КПД-4/150-2-2-24 |
| -48 | КПД-4/50-1-1-50 |
| -49 | КПД-4/50-1-1-24 |
| -50 | КПД-4/75-1-1-50 |
| -51 | КПД-4/75-1-1-24 |
| -52 | КПД-4/100-1-1-50 |
| -53 | КПД-4/100-1-1-24 |
| -54 | КПД-4/150-1-1-50 |
| -55 | КПД-4/150-1-1-24 |
| -56 | КПД-4/50-2-2-50 |
| -57 | КПД-4/50-2-2-24 |
| -58 | КПД-4/75-2-2-50 |
| -59 | КПД-4/75-2-2-24 |
| -60 | КПД-4/100-2-2-50 |
| -61 | КПД-4/100-2-2-24 |
| -62 | КПД-4/150-2-2-50 |
| -63 | КПД-4/150-2-2-24 |
Структурная схема условного обозначения КПД -4 и расшифровка записи приведена на рисунке 1.
КПД-4/150 - 2 - 2-СН-К-Н-50
Общая часть условного наименования
Диапазон измерения и индикации скорости от 0 до: 50; 75; 100; 150 км/ч
Количество датчиков угла поворота (ДУП): 1 или 2
Количество датчиков избыточного давления СТЭК-1: 1 или 2
Наличие БС-СН/БЛОК: СН - есть, нет букв - нет_
Наличие контроллера крана машиниста ККМ-ЦДМ/А:
К - есть, нет буквы - нет_
Наличие модуля навигации ГЛОНАСС МНП-G:
Н - есть, нет буквы - нет_
Номинальное напряжение питания КПД-4: 24 или 50 В
Рисунок 2 - Общий вид КПД -4
1 - Блок управления БУ-4; 2 - Датчик угла поворота Л178; 3 - Датчик давления СТЭК-1;
4 - Блок связи со съёмным носителем информации БС -СН/БЛОК
отсутствует
Метрологические и технические характеристики приведены в таблицах 2 и 3 соответственно.
Таблица 2 - Метрологические характеристики
| Наименование характеристики | Значение |
| 1Диапазон измерений скорости движения локомотива, км/ч | от 1 до 50 от 1 до 75 от 1 до 100 от 1 до 150 |
| 2Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения локомотива, км/ч - в диапазоне от 1 до 9,9 км/ч - в диапазоне от 10 км/ч до ВПИ3 | -н |
| Диапазон измерений линейного ускорения движения локомотива в диапазоне, м/с2 | от -0,99 до 0,99 |
| 2Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений ускорения движения локомотива при скорости более 20 км/ч, м/с2 | ±0,02 |
| Диапазон измерений пройденного пути, км | от 0 до 9999999 |
| 2Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений и регистрации пройденного пути на каждые 20 км пройденного пути, км | ±0,1 |
| Диапазон измерений избыточного давления, кПа | от 0 до 980 |
| Наименование характеристики | Значение |
| Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности измерений избыточного давления, кПа | ±17 |
| Пределы допускаемой дополнительной абсолютной погрешности измерений избыточного давления, вызванной повышенной влажностью окружающего воздуха, кПа | ±10 |
| Пределы допускаемой дополнительной абсолютной погрешности измерений избыточного давления, вызванной отклонением температуры окружающего воздуха от нормальной на каждые 10 °C, кПа: - в диапазоне температур от -40 до -20 °С - в диапазоне температур св. -20 до +50 °С | ±14,5 ±12 |
| Пределы допускаемой абсолютной погрешности отсчёта текущего времени за 8 часов (0,5 часа), с | ±60(±3) |
| Примечания: 1 В зависимости от исполнения. 2 Погрешность нормируется без учёта юза и боксования, без учёта износа колёсной пары в процессе эксплуатации и без учёта ошибок ввода значения диаметра колёсной пары в блок управления БУ-4. 3 ВПИ - верхний предел измерений (в зависимости от исполнения). | |
Таблица 3 - Технические характеристики
| Наименование характеристики | Значение |
| Сопротивление входных цепей, кОм, не менее | 1 |
| Напряжение питания постоянного тока, В | от 18 до 72 от 35 до 160 |
| Потребляемая мощность, В А, не более | 100 |
| Время установления показаний скорости при её скачкообразном изменении на 50 % от верхнего предела измерений, с, не более | 4 |
| Время установления показаний ускорения при изменении ускорения на ±0,5 м/с2 в диапазоне скоростей от 20 км/ч до верхнего предела измерений, с | не более 8 |
| Нормальные условия: - температура окружающего воздуха, °С - относительная влажность воздуха, % - атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.) | от +15 до +25 до 80 от 84 до 106 (от 630 до 795) |
| Условия эксплуатации: - температура окружающего воздуха, °С - относительная влажность окружающего воздуха при температуре +25 °С, % - атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.) | от -40 до +50 до 100 от 84 до 106,7 (от 630 до 800) |
| Примечание. 1 В зависимости от исполнения. | |
Комплектность КПД -4 приведена в таблице 4.
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
| Наименование | Обозначение | Количество |
| Блок управления | БУ-4 | 1 шт. |
| Датчик избыточного давления | СТЭК-1-1,0-42-БШ | 1 или 2 шт. |
| Датчик угла поворота | Л178/1.2 или Л178/2 или Л178/3 | 1 или 2 шт. |
| Контроллер крана машиниста | ККМ-ЦДМ/А | 1 шт. или отстут-ствует* |
| Модуль навигации | ГЛОНАСС МНП-G | 1 шт. или отстут-ствует* |
| Блок связи со съемным носителем информации | БС-СН/БЛОК | 1 шт. или отстут-ствует* |
| Съемный носитель информации | СН/БЛОК | 1 шт. или отстут-ствует* |
| Эксплуатационная документация согласно ведомости | ЦАКТ.402223.010 ВЭ (ЦАКТ.402223.010-01 ВЭ, цАкТ .402223.010-02 ВЭ, ЦАКТ.402223.010-03 ВЭ, ЦАКТ.402223.010-04 ВЭ, ЦАКТ.402223.010-08 Вэ) | 1 компл. |
| Комплексы средств сбора и регистрации параметров движения локомотива КПД-4. Методика поверки | ЦАКТ.402223.010 Д1 | 1 экз. |
| Примечания: 1 Допускается раздельная поставка входящих в КПД-4 устройств, а также дополнение КПД -4 устройствами из его номенклатуры по требованию заказчика в соответствии с договором на поставку. 2 При групповой поставке КПД -4 комплект эксплуатационных документов определяется заказчиком в договоре. 3 Со вторым СТЭК-1, Л178, ККМ-ЦДМ/А поставляется только формуляр, если иное не указано в договоре на поставку. 4 Датчик избыточного давления СТЭК-1 поставляется с классом точности не хуже 0,5. * По требованию заказчика | ||
приведены в разделе 2 документа ЦАКТ.402223.010 РЭ «Комплексы средств сбора и регистрации параметров движения локомотива КПД -4. Руководство по эксплуатации»
Нормативные документы, устанавливающие требования к комплексам средств сбора и регистрации параметров движения локомотива КПД-4
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2018 г. № 1621 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений времени и частоты»
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2019 года № 3457 «Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений постоянного электрического напряжения и электродвижущей силы»
| Зарегистрировано поверок | 47 |
| Поверителей | 1 |
| Актуальность данных | 24.10.2025 |