| Номер в госреестре | 57404-14 |
| Наименование СИ | Комплексы автоматизированного ультразвукового контроля полых осей колесных пар |
| Обозначение типа СИ | SHUTTLE R |
| Изготовитель | "Actemium Cegelec GmbH", Германия |
| Год регистрации | 2014 |
| МПИ (интервал между поверками) | 1 год |
| Описание типа | скачать |
Комплексы автоматизированного ультразвукового контроля полых осей колесных пар SHUTTLE R (далее - комплексы) предназначены для измерения амплитуд эхосигналов, отраженных от дефектов, времени прохождения ультразвуковых колебаний и координат дефектов.
Принцип действия комплексов основан на возбуждении ультразвуковых колебаний (УЗК) в материале контролируемого объекта и приеме ультразвуковых колебаний, отраженных от дефектов и границ материалов.
Комплекс представляет собой ультразвуковой многоканальный прибор, основной частью которого является генератор\приемник ультразвуковых (УЗ) импульсов, работающий в эхо-импульсном режиме.
Фотография общего вида комплексов представлена на рисунке 1.
Комплекс состоит из:
- устройство транспортировки и сканирования;
- блок автоматики;
- блок ультразвукового контроля.
В состав устройства транспортировки и сканирования входят:
- рама;
- механизм перемещения и вращения сканера;
- механизм подъема рамы со сканером;
- пневмоавтоматика.
- устройство сбора, подготовки и подачи контактной жидкости.
В состав блока автоматики входят:
- электродвигатель подъема рамы со сканером;
- ТЭН для подогрева контактирующей жидкости;
- датчики давления воздуха, температуры контактирующей жидкости;
- шкаф управления.
В состав блока ультразвукового контроля входят:
- ультразвуковая плата;
- мультиплексор;
- автоматизированное рабочее место оператора (далее - АРМ УЗК);
- сканер с пьезоэлектрическими преобразователями (далее - ПЭП);
- периферийные устройства.
Комплекс является портативным многоканальным прибором и предназначен для автоматизированного ультразвукового контроля полых осей колесных пар высокоскоростных поездов «Сапсан», «Ласточка».
Комплексы имеют встроенное программное обеспечение (ПО), основными функциями которого являются обработка результатов измерений, управление системой, создание и сохранение файлов с данными контроля, протоколов контроля, файлов настроек, формирование отчетов в реальном времени.
Таблица 1
| Идентификационное наименование программного обеспечения | Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения | Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения |
| Shuttle DB Wellenprufung UT | 5.0.a и выше | — | — |
Таблица 2
| Наименование характеристик | Значение характеристик |
| Количество каналов | 10 |
| Амплитуда зондирующего импульса (по размаху) на нагрузке 50±1 Ом, В | 125±20% |
| Длительность зондирующего импульса, нс | 35 ± 5 |
| Диапазон усиления, дБ | От 0 до 140 |
| Пределы допускаемой абсолютной погрешности установки усиления (в диапазоне от 0 до 50 дБ), дБ | ±1 |
| Диапазон измерений расстояния до дефекта, мм | От 5 до 250 |
| Пределы абсолютной погрешности измерений расстояния до дефекта, мм | ± (1+0,1 L), где L - измеренное значение расстояния до дефекта по лучу, мм |
| Габаритные размеры электронного блока не более (ширина, глубина, высота), мм | 2450х800х1600 |
| Масса комплекса, не более, кг | 575 |
| Питание: сеть переменного тока 400 ± 50 В | |
| Мощность, не более, кВт | 1 |
| Условия эксплуатации: - температура окружающей среды, °С - относительная влажность воздуха (при температуре 25 °С), %, не более | От 15 до 25 98 |
Знак утверждения типа наносится на эксплуатационную документацию методом печати и на заднюю панель электронного блока комплекса методом наклеивания.
Комплекс SHUTTLE R комплектуется в соответствии с таблицей 3. Таблица 3
| Наименование и условное обозначение | Количество |
| Комплекс автоматизированного ультразвукового контроля полых | |
| осей колесных пар SHUTTLE R | 1 шт. |
| Контрольный образец Testwelle TW 254 | 1 шт. |
| Руководство по эксплуатации | 1 экз. |
| Методика поверки МП 109.Д4-13 | 1 экз. |
осуществляется согласно методике поверки МП 109.Д4-13 «Комплексы автоматизированного ультразвукового контроля полых осей колесных пар SHUTTLE R. Методика поверки», утвержденной ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИОФИ» в декабре 2013 года.
Основные средства поверки:
1. Осциллограф цифровой TEKTRONIX TDS 2012В. Диапазон измеряемых размахов напряжений импульсных радиосигналов 4 мВ - 500 В. Пределы допускаемой основной относительной погрешности измерения амплитуды напряжения ± 3%;
2. Генератор сигналов сложной формы TEKTRONIX AFG3022. Синусоидальный сигнал от 1 мГц до 25 МГц, диапазон от 10 мВразмах до 10 Вразмах, погрешность ±1% (от величины + 1 мВ), амплитудная неравномерность (<5 МГц) ±0,15 дБ, (от 5 до 20 МГц) ±0,3 дБ;
3. Магазин затуханий М3-50-03, где диапазон частот от 0 до 50 МГц, диапазон затуханий от 0 до 132 дБ;
4. Контрольный образец № 2 из комплекта контрольных образцов и вспомогательных устройств КОУ-2, где толщина 59,00 мм, погрешность измерения толщины образца ± 0,01.
Сведения о методах измерений приведены в руководстве по эксплуатации «Комплексы автоматизированного ультразвукового контроля полых осей колесных пар SHUTTLE R. Руководство по эксплуатации», раздел 15.
Нормативные и технические документы
Техническая документация фирмы «Actemium Cegelec GmbH», Германия.
Комплексы автоматизированного ультразвукового контроля полых осей колесных пар SHUTTLE R применяются вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений.
| Зарегистрировано поверок | 18 |
| Поверителей | 4 |
| Актуальность данных | 29.10.2025 |