| Номер в госреестре | 52111-12 |
| Наименование СИ | Комплексы бортовых траекторных измерений маневренных самолетов |
| Обозначение типа СИ | КБТИ-М |
| Изготовитель | ОАО "ЛИИ им.М.М.Громова", г.Жуковский |
| Год регистрации | 2012 |
| Срок свидетельства | 14.12.2017 |
| МПИ (интервал между поверками) | 5 лет |
| Описание типа | скачать |
Комплексы бортовых траекторных измерений маневренных самолетов КБТИ-М (далее - комплексы) предназначены для измерения радионавигационных параметров, определения на их основе относительных координат и скорости высокодинамичных объектов.
Комплекс включает в себя бортовую аппаратуру, наземную аппаратуру и программно-математическое обеспечение.
Принцип действия комплексов основан на одновременном приеме по 20-ти каналам сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS и измерений по ним радионавигационных параметров, таких как псевдодальность до аппарата в кодовом и фазовом режимах, псевдоскорость потребителя относительно космического аппарата. Сигналы принимаются одновременно наземной аппаратурой комплекса, стационарно размещенной на поверхности Земли и бортовой аппаратурой, размещенной на борту летательного аппарата, измерения записываются и сохраняются. После полета на основе полученной измерительной информации с использованием программно-математического обеспечения вычисляются относительные координаты и скорость движения летательного аппарата относительно точки размещения наземной аппаратуры комплекса.
Бортовая аппаратура представляет собой герметичный блок малогабаритной комплексной информационно-управляющей системы (МКИУС). В состав МКИУС входят: встроенный флэш-накопитель объемом не менее 1 ГБ, 20-канальная плата ГНСС, антенна ГНСС с кабелем, обеспечивающая прием сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS на частотах L1 и L2, интерфейсные модули-адаптеры (32 приемника информации в формате ARINC-429, канал приема информации в формате MIL-STD, 4 приемника-передатчика информации в формате RS-232, 2 передатчика информации в формате ARINC-4292), программное обеспечение (ПО).
Наземная аппаратура включает в себя аппаратуру базовой контрольной станции (БКС) и блок контроля, управления, ввода и вывода информации (БКУ).
БКС включает в себя GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный DELTA (Рег. № 40863-09) со штатным ПО, работающий в режиме базовой станции, антенну ГНСС, антенный кабель, ЭВМ для сбора и хранения результатов измерений.
БКУ включает в себя портативную ПЭВМ (ноутбук) с установленным ПО, кабели сопряжения с МКИУС и наземной ЭВМ по последовательным портам RS-232, Ethernet, параллельному порту LPT.
Комплексы имеют следующие режимы работы:
- автономный режим работы;
- дифференциальный кодовый режим;
- дифференциальный фазовый режим.
Внешний вид составных частей комплекса и место нанесения знака об утверждении типа представлены на рисунках 1-2.
Рисунок 2 - внешний вид GNSS-приемника спутникового геодезического многочастотного
Javad Delta из состава БКС
ПО блока МКИУС «ПМО МКИУС-КБТИ-М» предназначено для записи измерительных данных, ПО БКУ «ПМО БКУ» предназначено для обработки полученных данных.
Метрологически значимая часть ПО и измеренные данные не требуют специальных средств защиты от преднамеренных и непреднамеренных изменений.
Программно-математическое обеспечение комплекса не требует специальных средств защиты от несанкционированного доступа и не оказывает влияния на результаты измерений.
Идентификационные данные (признаки) ПО приведены в таблице 1. Таблица 1
| Наименование ПО | Идентифика ционное наименование ПО | Номер версии (идентификационный номер) ПО | Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма) | Алгоритм вычисления цифрового идентификато ра ПО |
| ПМО МКИУС -КБТИ-М | vsvr32np.exe | 6.00 | a757f0b2 | CRC32 |
| ПМО БКУ | vert32a.exe | 1.00 | af3d0252 | CRC32 |
| Защита Г уровню «А» по М | О от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует Ш 3286-2010. | |||
Метрологические и технические характеристики аппаратуры приведены в таблице 2 Таблица 2
| Наименование параметра | Значение |
| Пределы допускаемой погрешности (при уровне доверительной | |
| вероятности 0,95) определения относительных координат в | |
| постобработке, м: | |
| - в стандартном режиме | ± 15 |
| - в дифференциальном кодовом режиме | ± 5 |
| - в дифференциальном фазовом режиме | ± 0,7 |
| Пределы допускаемой погрешности (при уровне доверительной | |
| вероятности 0,95) определения составляющих вектора скорости в | |
| постобработке, м/с: | |
| - в стандартном режиме | ± 0,2 |
| - в дифференциальном кодовом режиме | ± 0,1 |
| - в дифференциальном фазовом режиме | ± 0,1 |
| Потребляемая мощность, Вт, не более: | |
| -блока МКИУС от бортовой сети постоянного тока 27 В | 50 |
| -базовой контрольно-корректирующей станции | 3 |
| -блока контроля, управления, ввода и вывода информации | 90 |
| Масса блока МКИУС-КБТИ-М, кг, не более | 7 |
| Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм, не более: | |
| МКИУС | 250х212х155; |
| антенны ГНСС бортовой аппаратуры | 120х74х36; |
| БКС | 112х100х14; |
| антенны ГНСС базовой контрольно-корректирующей станции | 120х74х36; |
| блока контроля, управления, ввода и вывода информации | 235х208х65. |
| Рабочие условия эксплуатации: | |
| бортовой аппаратуры: | |
| блока МКИУС | |
| - температура окружающего воздуха, °С | от минус 40 до 55 |
| - относительная влажность воздуха, %, не более | 98 |
| антенны ГНСС: | |
| - температура окружающего воздуха, °С | от минус 55 до 85 |
| БКС: | |
| - температура окружающего воздуха, °С | от минус 10 до 35 |
| - относительная влажность воздуха, %, не более | 80 |
| Антенна БКС: | |
| - температура окружающего воздуха, °С | от минус 40 до 45 |
| БКУ: | |
| - температура окружающего воздуха, °С | от минус 20 до 60 |
| - относительная влажность воздуха, %, не более | 80 |
| Наименование | Обозначение | Количество |
| Бортовая аппаратура в составе: | ||
| - малогабаритная комплексная информационно-управляющая система | МКИУС -КБТИ-М | 1 шт. |
| - антенна ГНСС | 1 шт. | |
| - антенный кабель | 1 шт. | |
| - ПО в составе блока МКИУС | ПМО МКИУС -КБТИ-М | 1 компл |
| Наземная аппаратура в составе: | 1 компл. | |
| - блок контроля, управления, ввода и вывода информации в составе: | БКУ | |
| -- ПЭВМ | 1 шт. | |
| -- кабели сопряжения | 1 компл. | |
| -- ПО в составе БКУ | ПМО БКУ | 1 компл. |
| - базовая контрольная станция в составе: | БКС | |
| -- GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный DELTA (Рег. № 40863-09) | 1 компл. | |
| -- ЭВМ для сбора и хранения измерений | 1 шт. | |
| «Комплекс бортовых траекторных измерений маневренных самолетов КБТИ-М. Руководство по эксплуатации» | ИКПВ.794129.001 РЭ | 1 шт. |
| «Инструкция. Комплексы бортовых траекторных измерений маневренных самолетов КБТИ-М. Методика поверки» | ИКПВ.794129.001 МП | 1 шт. |
осуществляется в соответствии с документом «Инструкция. Комплексы бортовых траекторных измерений маневренных самолетов КБТИ-М. Методика поверки. ИКПВ.794129.001 МП», утвержденным руководителем ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИФТРИ» в 2012 г.
Средства поверки:
1 Комплект приемников сигналов глобальных навигационных спутниковых систем геодезических многочастотных СИГМА (Рег. № 50275-12), диапазон измерений длин базисов, определяемых по приращениям координат от 0 до 30 км, пределы допускаемой погрешности (при доверительной вероятности 0,67 определения приращений координат пунктов в режиме «Псевдокинематика с постобработкой» в плане ± (10 + 10-6D) мм, по высоте ± (15 + 1,5 10-6D) мм, где D - расстояние между пунктами в мм. Мобильная лаборатория на базе легкового автомобиля.
«Комплекс бортовых траекторных измерений маневренных самолетов КБТИ-М. Руководство по эксплуатации. ИКПВ.794129.001 РЭ», разделы 16 и 17.
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к комплексам бортовых траекторных измерений маневренных самолетов КБТИ-М
ИКПВ.794129.001 ТУ «Комплекс бортовых траекторных измерений маневренных самолетов КБТИ-М. Технические условия».
При определении координат, скорости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
| Зарегистрировано поверок | 5 |
| Поверителей | 1 |
| Актуальность данных | 26.10.2025 |