В уральском филиале ВНИИМ им. Д.И. Менделеева (Росстандарт) проведены испытания в целях утверждения типа шаблонов специальных (ШПМ), применяемых для обеспечения точности геометрических параметров колесных пар на железнодорожном транспорте. Работы для компании «НПП Эталон-Инженеринг», специализирующейся на метрологическом и сервисном обслуживании оборудования на железных дорогах, провели специалисты лаборатории метрологии массы, силы и линейно-угловых величин УНИИМ. На основании итогов испытаний тип рабочего эталона утвержден приказом Росстандарта (№88289-23 в госреестре ФОЕИ).
Колеса в составе колесных пар железнодорожного транспорта имеют сложный геометрический профиль. Тем важнее совершенствование технической базы для контроля геометрических параметров колес, ведь от этого зависит эффективность и безопасность функционирования железных дорог. Шаблоны специальные нужны в качестве рабочего эталона для хранения, воспроизведения и передачи длины при измерениях геометрических параметров поверхностей сложной формы.
На рабочий эталон опирается точность специальных средств измерений — приборов малогабаритных, автоматизированных для измерения размеров колес (МАИК). Принцип действия ШПМ основан на воспроизведении заданных геометрических параметров (радиус кривизны поверхности катания и толщины гребня) колеса. С заданной согласно этим параметрам рабочей поверхностью шаблона контактируют измерительные наконечники поверяемого прибора МАИК.