Поверка средств измерений Сервис №1 в России

ПУМТУ Росстандарта разъясняет порядок объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

25 октября 2022

В связи с поступающими обращениями ПУМТУ Росстандарта разъясняет порядок объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии ч.1 ст.45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объявление предостережения является одним из 7 видов профилактических мероприятий, которые могут проводить контрольные (надзорные) органы (информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит). Виды профилактических мероприятий определяются положением о виде контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований является мерой профилактики нарушений обязательных требований, применяемой в целях недопущения действий, создающих условия для совершения правонарушений.

Являясь профилактическим мероприятием, объявление предостережения имеет отличия от иных профилактических мероприятий, в том числе таких, как информирование, профилактический визит, консультирование и т.д. Основное отличие заключается в том, что объявление предостережения - это результат анализа какой-либо информации, поступившей в контрольный (надзорный) орган.

Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона N 248-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется в случае, когда у надзорного органа есть сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований (о признаках нарушений таких требований) и (или) нет подтвержденных данных о том, что нарушение причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) этим ценностям. Одновременно предлагается принять меры, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований.

Предостережение может быть выдано:

  • в порядке, предусмотренном п.2 ст.60 Федерального закона N 248-ФЗ - по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (в том числе по итогам рассмотрения обращений граждан и иной информации, поступившей в контрольный (надзорный) орган);
  • в ходе и по итогам контрольного (надзорного) мероприятия (КНМ) без взаимодействия. Например, наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (п.2 ч.3 ст.74 Федерального закона N 248-ФЗ).

Предостережение оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2021 N 63710).

Предостережение должно содержать меры, которые необходимо принять контролируемому лицу для обеспечения соблюдения обязательных требований, а также при необходимости сроки их принятия.

Предостережение не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов. Уведомление об исполнении предостережения контролируемым лицом в обязательном порядке не направляется.

Вместе с тем, в силу ч.4 ст.49 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо  вправе после получения предостережения подать в  контрольный (надзорный) орган возражения в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения устанавливается положением о виде контроля. При этом, порядок рассмотрения возражения может включать, в том числе личные встречи, проведение консультационных встреч, в том числе в видео-формате. В данном случае, обязательно необходимо учитывать, что взаимодействие в профилактике проводится всегда при наличии согласия контролируемого лица (ч.3 ст.45 Федерального закона № 248-ФЗ).

Обмен информацией и документами (в том числе в связи с объявлением предостережения) между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ (ч.4, 5 ст.21, ч.9 ст.98).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 №604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2022) сведения о предостережении включаются в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

Предостережение должно содержать QR-код, обеспечивающий переход на страницу в сети «Интернет», содержащую запись Единого реестра КНМ о предостережении (код формируется системой автоматически и копируется на текст предостережения).

Уполномоченные должностные лица ПУМТУ Росстандарта вправе объявить в 2022 году предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со следующими  нормативными правовыми актами:

  • Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (п.10);
  • «Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №993 (п.22);
  • «Положением о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 №1053 (п.22).

В соответствии с указанными Положениями о виде надзора контролируемое лицо вправе подать в ПУМТУ Росстандарта возражения в отношении указанного предостережения в течение 30 календарных дней со дня его получения. ПУМТУ Росстандарта по итогам рассмотрения возражения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.

ПУМТУ Росстандарта особо отмечает, что предостережение выносится в целях профилактики нарушений обязательных требований, носит предупредительный (профилактический) характер; само по себе принятие предостережения предполагает принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в будущем.

ПУМТУ Росстандарта разъясняет порядок объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований